Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:58 

Как начать разбираться в литературе

consolo
подхожу; критически
А ведь очень часто повторяемый запрос в заголовке, между прочим, уважаемые сообщники)
Поговаривают, в Киеве ведут семинары, посвящённые данной теме, ну и публикуют водянистые статьи, скажем, в The Village.
Попадаются и особенно безжалостные советы, вроде читать больше и всю жизнь. Лично для автора данной статьи советы слушать музыку, чтоб разбираться в ней, читать книги, чтоб стать знатоком чтения сродни советам жить подольше, чтоб поумнеть. Только результат можно будет оценить как в этих анекдотах про теорию вероятностей - или да, или нет.

Тем не менее, любому хотелось бы постичь истину наверняка.


Что первое, что бросается в глаза при рассмотрении вопроса о читательской подкованности? Лично мне - предостережение. Опасное это дело - разбираться в тонкостях.

Ведь знаток музыки в один прекрасный момент понимает, как сильно было расстроено мамино пианино, как неумело наигрывал "Птичку" его первый учитель, а также ясно видит, с каким упорством он по своей воле слушал два аккорда во всех песнях любимой группы.

То есть после полного понимания многообразия идей жизнь знатока музыки уже не будет прежней. Его не умилят девочки на лавочке, напевающие тексты Славы, а приторные голоса операторов многоканальных линий будут резать слух.

Так что снова повторю: не надо лгать себе, а надо признаться, зачем вам требуется разбираться в литературе и до каких глубин вы хотите дойти. Перейти с Донцовой на Макса Фрая? Перестать покупать серию про приключения героя с "длинными руками" и начать покупать Геймана? Ну, тогда не бойтесь за ваши взгляды и образ жизни) потому что у вас есть цель, а, значит, ваши копания вглубь и вширь ограничены.

Значительно опаснее ситуация, при которой вы твёрдо решили разобраться во всём. Выяснить, герои каких писателей живее всех живых, чья атмосфера захватит с первых же страниц и будет притягивать, как магнит, какие сюжеты не забудутся никогда. В этом случае у вас периодически возникают цели, но они скорее определяют направление поиска, чем позволяют завершить какую-то задачу и поставить галочку в ежедневнике.

Всё, что могу сказать, основываясь на своём опыте - необходимо научиться анализировать и слушать свои читательские ощущения. В конце концов, большинство читателей так или иначе прислушивается к советам и рецензиям, но почему-то часто пренебрегает возможностью зафиксировать свои собственные впечатления, написать отзыв. Думаю, не стоит уточнять, что рецензия не обязательно должна стать популярной; важно, чтобы вы сравнивали себя, читавшего год назад, с собой, читающим сейчас. Запросы, впечатления, количество недочитанных книг - это автор данного текста порекомендовал бы фиксировать и тоже трактовать. И необязательно однозначно. В конце концов, нельзя стать знатоком искусства, пользуясь лишь двумя оценками: хорошо и плохо, и играя лишь в одну игру с никогда не меняющимися правилами.

Следовательно, при выборе произведений, подлежащих прочтению, не следует верить лишь одному критику, советчику, в том числе себе. Необходимо расширять просвет, знакомиться с новыми жанрами, читать авторов, ещё вчера не укладывавшихся в рамки вашего обычного выбора. Но главное, конечно - ваша личная аналитика. Причём динамический учёт всего прочитанного, ваши рецензии впоследствии помогут вам выбрать книги, которые, на ваш взгляд, похожи (таких много среди модных новинок), помогут освежить воспоминания, и, может быть, вернуться в книге вновь, чтобы изменить оценку прочитанного. Переосмысление прочитанного вообще я считаю важной вехой в развитии читательского навыка. Например, вы сможете выбрать самые нравоучительные эпизоды, самые пропагандистские материалы, и впоследствии дополнять личный топ подобных явлений в литературе.

Итак, моё мнение таково: без запонимания усвоенного, фиксации, осмысления, сравнения и поиска новых впечатлений читательское развитие нельзя считать сколько-нибудь перспективным.

В финале статьи хотелось бы резко отрицательно отозваться (особенно ввиду всего изложенного выше) о чтении по таймеру, на спор, соревновательном и тому подобном "проглатывании книг". Безусловно, многие читатели именно так и поглощали в детстве любимые романы.

Конечно, от такого чтения остаётся некоторое послевкусие, но какое-то размыто-общее, неструктурированное. В общем, оно подойдёт для ностальгирования по детской библиотеке.
Тем не менее, в детстве и юности скоростное чтение неплохо уже потому, что зрительная память отрока жадно впитывает орфографические и пунктуационные премудрости. Но взрослый читатель должен стремиться не только перелистнуть страницу, но и вдуматься в прочитанное, ощутить степень присутствия автора, и, самое лучшее, сверить впечатления об авторе с биографами писателя. Это самый привлекательный и одновременно один из самых сложных способов проверки собственных выводов. Ведь с биографами можно и не согласиться, например, высоко оценив пристрастность биографа...

Да, чтение — оно такое, неоднозначное, и, как и любая аналитическая деятельность, поднимает целый комплекс факторов, которые необходимо учитывать. Но, судя по частоте запроса, желающих разбираться в литературе становится больше, что не может не радовать; часть этих желающих не убоится трудностей работы над своими читательскими ощущениями.

А в конце концов читатель вернётся к очередному прочитанному тексту и решит, что нашёл ту самую золотую жилу, которую искал среди десятков томов на книжных полках. И для читателя с определившимся мнением, подкрепленным опытом, уже не будет иметь значение, моден его кумир или нет, какого цвета обложка и глянцевая ли она.

На этом благодарю за внимание и, как обычно, приглашаю высказать уточнения и пожелания в комментариях к этой записи.

@темы: Творческая лаборатория писателя, А что, если...

Комментарии
2015-11-09 в 20:41 

Queen Mercedes
Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро. (А.Эйнштейн)
Спасибо за статью. Заставила задуматься и переосмыслить некоторые моменты. Я редко фокусируюсь на личности автора и полностью погружаюсь в сюжет (хоть и смакую книги достаточно долго, не люблю "экспресс-прочтение"), но без предварительного ознакомления с биографией, пожалуй, всей глубины не постичь.
Хотелось бы еще узнать Ваше мнение относительно вкусов. Вот кому-то, например, не нравится писатель "N". А кто-то считает его гением. Сойдутся два таких читателя, и начнется выяснение отношений с разборами полетов: кто разбирается в литературе, а кто - нет. Или, допустим, критик посоветует начинающему (или не очень) автору прочесть произведение, которое последний органически не переносит. Ведь в отношении литературы, увы и ах, тоже действует субъективная оценка, а критерии качества у каждого свои.

2015-11-10 в 00:26 

consolo
подхожу; критически
der Zeitbrecher, пожалуйста.
без предварительного ознакомления с биографией, пожалуй, всей глубины не постичь. - самые хитрожо... многогранные авторы могут и не вводить автобиографические сведения, не раскрывать собственного мнения или даже давать дезинформацию)

но это тоже результат, обычно можно заключить о том, что надо ещё почитать. Продолжая, выбирал, например, три книги Моэма, когда после случайно прочитанного наугад романа заподозрил неладное и штампованные сюжетные решения у него искал.

Сойдутся два таких читателя, и начнется выяснение отношений с разборами полетов: кто разбирается в литературе, а кто - нет - произошёл, значит, переход на личности, и, соответственно, уход от основной темы, причем пренебрегли воспользоваться такими аргументами, как сравнение с творчеством других писателей схожего направления. или ещё какие-то ходы в дискуссии "послали".

критик посоветует начинающему (или не очень) автору прочесть произведение, которое последний органически не переносит. Ведь в отношении литературы, увы и ах, тоже действует субъективная оценка, а критерии качества у каждого свои. - надо же понимать, что чтение по совету - это такая программа-максимум, чтоб её выполнить, требуется полное доверие к советчику, тем более, если тот, кому советуют, предубеждён.
с другой стороны, ничто не мешает обосновать отказ от чтения. Мне, к примеру, предложат оценить Р. Баха, а я скажу, что уже оценивал, предъявлю отзыв на "Чайку Ливингстона" и послушаю, может, другие произведения у него, э, получше будут.

   

Творческое объединение свободных авторов и критиков: CREATE!

главная