пятница, 04 сентября 2015
Со времен виртуального ознакомления с деятельностью достославного редактора
продвинутой школы и
ВЛК меня начала посещать мысль о том, что неплохо бы взглянуть беспристрастно на следы других аналогичных объединений в рунете.
Начну осуществлять задуманное. Сегодня на столе litschoolточкаpro.
Что нам сообщает титул? На титульной странице руководитель проекта изливает мёд на патоку:
Две недели занятий в Школе писательского мастерства пронеслись быстрей летнего ливня, благоухая ароматней свежесорванного полевого букета, сверкнули ослепительней утреннего луча… Всё немедленно зачеркнуть, потому что – что мы там проходили про сравнения? Итак, десятки написанных работ, обсуждений, приятных знакомств, плотное ежедневное общение к середине июля улеглись на наши фирменные тарелочки CW (Creative Writing) в качестве итогового фуршетного блюда. - но "итоговое фуршетное блюдо" тоже придётся зачеркнуть. Почему?
Потому что я, будучи пытливым графоманом, решил выяснить, что есть манифест школы. А в манифесте творится что-то невообразимое.
основная часть статьи о litschool.pro
Русская литература привыкла говорить о смысле жизни и несчастной любви, о тоске и чувстве вины, слишком часто забывая за этими больными вопросами о качестве письма – о том, что текст нуждается в продуманной архитектуре, дозированных описаниях, что все ружья, развешанные на стенах, обязаны стрелять, и что читатель – наш добрый приятель, о котором необходимо заботиться. Предлагать между делом сигары и игристое, апельсиновый фрэш и свежий анекдот. Наш проект ставит вопрос о качестве письма, о литературной грамотности на повестку дня.
- на этом месте скромного манифеста (всего 266 слов), плавая в невесомости ступора, могу задать из всех созревающих вопросов самый простой: о какой части русской литературы идёт речь? В коротеньком манифесте упоминались Пушкин, Гоголь, Блок, Ахматова... кому-то они, видимо, не предложили апельсиновый фрэш и шоколадный смузи с бананом. Маяковский подавал питьё, за что помилован, очевидно, определённым сегментом профессионалов.
Не говоря, разумеется, о том, что сочинение текстов – это тайна рождения, это терапия, освобождение, остров счастье, словом, творчество.— это финал манифеста. Наверное, присутствует какая-то новая мода на скомканность и отсутствие резюмирования. Читатель обтекает фрэшем.
Хорошо же! У них есть переводная статья о том, что есть Креатив Райтинг. Прочту её, тем более, что "литературная грамотность" авторских страниц сайта ещё не подводила... Наверное, команда проекта отлично переводит.
В разделе "Библиотека" выбираю статью "Исповедь бывшего преподавателя Creative Writing". Взглянув на описание типичных проблем юных авторов, я даже решил было скопировать этот материал для данного сообщества, но - боже мой! - в каком он предстаёт виде!
Студенты-магистры, которых я называю RealDeal (Стоящее Дело- прим. CWS), встречаются чрезвычайно редко. Ничто не вдохновляет преподавателя больше, чем «открытие» одного из них. Чтобы сосчитать таких студентов, хватит пальцах одной руки.— а, наверное, классы всегда начинаются с обсуждения ошибок на этой странице библиотеки сайта?
Еще одно наблюдение: студенты, которые спрашивают, «настоящие ли они писатели», тем самым автоматически утверждают, что не являются. — сейчас ваш покорный обозреватель сталкивается с проклятием всех рецензентов: надо читать до конца, хотя хочется бросить. Там может оказаться что-то похлеще голого гугль-переводчика.
Студенты, которые утверждали, что в восторге от «всех видов» книг на проверку оказывались читателями с самым ограниченным вкусом - да, этому интервью не хватило буквально нескольких ударов пальцем "руководителей проекта" о клавиши, чтобы повысить рейтинг цитирования; замечания, высказываемые Р. Баундинотом, отличаются меткостью и правдивостью.
Один из моих RDучеников написал мемуары— я как читатель отказываюсь от топинга и фрэша, дайте гигиенический пакет.
После семи лет преподавания обучения выпускников, я стал нетерпимым по отношению к текстам, созданным для того, чтобы изобразить автора умным, резким и интересным.— резкий, как по... подстрочник. Серьёзно; господа и дамы публикуют статью, в которй сказано: не будешь хорошим читателем - не будут читать тебя. По этому принципу они уже наодалживали внимания читателей столько, что не расплатиться будет.
Я думаю, настоящая сущность всех этих приложений в том, что они – враги создания настоящих произведений, требующих долгих лет напряженной работы. - вновь, если отбросить ненастоящесть вычитки, видим неплохую дискуссионную идею.
Больше я по библиотеке литературного сайта не ходил, и статью дальше черновика не понёс. Оказывается, при наличии табуна коней можно гордо вешать статью, на которой ни один не повалялся.
Уже в расстроенных чувствах решил выяснить, каковы же намерения ведущих различных классов, скажем, в мастерской прозы?
Наши занятия будут состоять из трех основных частей – теория, анализ чужого, анализ своего. А чтобы нам это не наскучило, мы будем говорить и о современной литературной жизни, формах ее существования, основных законах книжного рынка, наших потенциальных публикаторах. В идеале к концу занятий каждый из слушателей напишет свой лучший рассказ. — и может навсегда оставить попытки написать лучше, аминь.
итоговая мысль: так живут современные шоу и тренинги: они выманивают из участников деньги, а взамен дают иллюзию победы, широко прославляющей победителя в узких кругах. Например, "Фабрика звёзд" выдала восемь порций финалистов (двадцать четыре победителя), из которых каждый первый прохожий сможет назвать разве что два-три имени, не принадлежащие к эстрадным династиям.
Но спасибо за очередное "опускание" прозы, над обсуждением которой, оказывается, можно заскучать. Какие ещё "скучные" части программы преподаватель намеревается компенсировать, скажем, игрой на ложках?
в тех же классах обнаруживается условие приёма:
Конкурсное задание.
Сделайте только одно задание на ваш выбор, или-или:
1. Опишите свой любимый предмет в доме (объем до 1000 знаков).
2. Опишите самое сильное свое переживание последнего месяца (1000 знаков).— так... поясняют задание даже хуже, чем составители ЕГЭ. А на "свободной теме" не выехать: указан никому не нужный одномесячный срок давности. Видимо, будут ходить с проверками по упомянутым в документальной прозе местам.
Ведёт "мастерскую прозы" М. Кучерская. Для меня она — преподаватель ВШЭ, это многое объясняет)
Понравилась страница "мастерской литературной критики", но, знаете, давило нехорошее послевкусие от того, что с проектом даже самые расчудесные его руководители встречаются у окошка кассы, а по сайту походить - дело не царское. Такие вот "читающие" писатели и "читающие" критики при регалиях; действительно, подумаешь — какая-то там одна из четырёх статей "Библиотеки"!
Наверное, я продолжу обозревать сайты "школ", жаждущих учить МТА профессиональным тайнам, только нумеровать выпуски уже затруднительно; лучше введу тэг "школы писателей".
Предвосхищая предложения писать о "хороших" школах, замечу, что, во-первых, я сам буду определять, нужны ли хвалебные статьи, а во-вторых, это будет решение даже не о том, писать ли дифирамбы, а о том, творить ли их рекламу, вообще ничего не получая. Итоги решения по этому вопросу легко предсказать.
p.s. Заголовок сайта: Creative Writing School, литературные мастерские. Хочется прибавить, что in Russia. We'll teach you how to write.
э-э, прОперли?
@темы:
школы писателей