подхожу; критически
Отвечая на вопрос в заголовке, многие современные популярные писатели (предварительно удивившись ненужности выяснения таких пустяков) вышли бы из положения так: наша аудитория читает, потому что мы пишем книги, подходящие для нашей аудитории.

Разновидностями этого же ответа будут такие предположения, как Публика охотно читает то, что мы пишем. Ну, вот мы это и продолжаем писать. Это примерная цитата из интервью автора "Пятидесяти оттенков".

В данной статье мне хотелось бы не только рассказать, почему я читаю художественную литературу, но и изложить, как, на мой взгляд, складываются читательские привычки и почему существует замкнутый круг имени Э. Л. Джеймс и её поклонников, в котором не стесняются читать проходняк, а, значит, не стесняются его писать.

Относительно недавно я усомнился в том, что в частных случаях пирамида потребностей Маслоу непогрешима. Например, с уверенностью можно отметить, что гонения на интеллектуалов, лишения и тяготы не отвращают этих самых интеллектуалов от потребностей, находящихся на вершине пирамиды. Так, например, театралы, находясь в вынужденной ссылке, часто не имея возможности устроить быт, продолжают играть и ставить спектакли, а поэты, терпящие лишения, продолжают творить. Безусловно, если все деятели искусств поголовно испытывают душевный и физический дискомфорт, ни о каком динамичном развитии высших сфер творчества речи быть не может.

но вот что смущает...

@темы: Творческая лаборатория писателя, А что, если...

Комментарии
13.01.2016 в 09:12

Марс в фуражке
А может на форуме разместите тоже?
13.01.2016 в 10:44

подхожу; критически
Лоторо, да, размещу. Вообще идея статьи возникла после тамошних дискуссий.
13.01.2016 в 10:52

Марс в фуражке
13.01.2016 в 20:15

The woods are lovely, dark and deep
Позвольте возразить.
Это же так важно: зачем и что читать.
А вы полагаете, что у всех одна и та же цель? У вас как-то очень быстро и незаметно случился переход от личного к общему. Вы хорошо ответили на вопрос, чем чтение полезно и приятно лично вам. Но отсюда никак не следует, что по этой же причине чтение приятно и полезно остальному человечеству.
Вы не сомневаетесь в том, что саморазвитие, обогащение личного опыта - это ценность. Рада за вас :) Но вы в меньшинстве, к сожалению. Есть люди (и их большинство), у которых саморазвитие в составе ценностей практически не представлено. Анализ, обдумывание, эмоциональный опыт - какая ерунда, о чём вы? А вот, скажем, вместе с ГГ прийти и накостылять каким-нибудь гадам - вот это вещь, вот это круто, всем читать.
Выскажу крамольную (возможно) мысль. Люди читают то, что соответствует уровню развития их личности. И берут из книг то, что этой личности хочется получить. Например, прекрасную историю любви наследника эльфийского трона и простой попаданки. Ибо душа просит романтики, а вовсе не анализа чужог опыта и обогащения личности. Про оттенки даже комментировать нечего, и так понятно, чего там хочется читателю.
Не скрою, с изложения самых благородных целей изучения лучших произведений должен был начинаться наш школьный курс литературы
Мне на этом месте показалось, что вы стебётесь. Оттого, что в школе детям начнут объяснять, зачем нужно чтение, их потребности от этого не изменятся.
13.01.2016 в 20:56

Марс в фуражке
Ещё как изменятся, читателя нужно воспитывать. Тогда и про бдыщ-бдыщ не будет интересно.
А то вы так мило тут оправдываете быдляк - типа, ах, ах, у всех свои интересы. Быдлом быть стыдно. Иметь такие интересы - стыдно. Саморазвитие - объективная человеческая ценность.
13.01.2016 в 21:03

подхожу; критически
А вы полагаете, что у всех одна и та же цель?— ну, как минимум два расхожих подхода к чтению описаны в статье.
Вы хорошо ответили на вопрос, чем чтение полезно и приятно лично вам— поделиться опытом или идеей, считаю, тоже вполне может быть целью написания статьи. я стараюсь писать о том, что мне известно.

Люди читают то, что соответствует уровню развития их личности— финал послесловия как раз об этом.
Ибо душа просит романтики, а вовсе не анализа чужог опыта и обогащения личности— была у меня идея вписать в примеры личный опыт. Попалась такая работа, после которой оставалось только тупо втыкать в картинки в ленте или бразерную игрушку. Поэтому и было написано послесловие, и даже спасено после того, как после прочтения в кругу семьи мне сказали, что оно не обличает, не бичует а в какой-то мере перечёркивает сказанное. виноват ли проработавший в забое двенадцать часов товарищ в том, что смотрит только камеди-клаб - это вопрос спорный.

Оттого, что в школе детям начнут объяснять, зачем нужно чтение, их потребности от этого не изменятся.
— это смотря кто будет объяснять и смотря как. Была у нас дамочка-завуч, которая косила под Пушкина. серьёзно: прямо продавливала через себя его имидж: кудри, ногти, пледы (ориентировалась на известный портрет?). Была бы её воля - подрихтовала бы нос, думаю. И с тех пор я, в общем-то, от нейтрального и положительного отношения к Пушкину перешёл к настороженному. Вдруг я понял, что сойти с ума можно почти что ни с чего: потому что я не знаю, с чего началось помешательство той дамы.

и, напротив, дома мне сначала читали вслух, потом, когда в школе стали учить читать, я с радостью перечитывал то же, уже самостоятельно.
были книги, которые я даже откладывал до момента, когда научусь, наконец, читать. Помню, пару раз сидел с раскрытой книгой по астрономии и пытался хоть что-то понять.

а неприязнь к чтению по школьной программе лично у меня начала нарастать тогда, когда программа перестала считаться с тем, что я по четыре-пять часов делаю прочие уроки ежедневно - это минимум (а были ещё факультативы). Разобщению способствовали такие неподходящие по возрасту произведения, как "Слово о полку", "Гроза"... так что с Донцовой в руке моё поколение не рождалось, его до этого доводили.
вообще есть у меня идея сделать топ самых неподходящих произведений в курсе школьной лит-ры. только придётся их по спискам рекомендованных разыскивать, а это очень разные списки.
13.01.2016 в 21:49

The woods are lovely, dark and deep
Теперь очевидно, что на вопрос о том, какие преимущества приносит вдумчивое чтение, следует отвечать сразу после того, как написано всё предыдущее; но не раньше.
Мы уже сказали, что с хорошим чтением получаем эмоциональный и аналитический опыт, не сталкиваясь с реальными ситуациями, а лишь наблюдая развитие конфликтов в тексте.
И, наверное, преимуществ можно назвать множество, хотя мне хочется выделить главное: умение увидеть, насколько качественно написана книга. Это и есть большая составляющая литературного вкуса, на мой взгляд.

Когда я говорила о переходе от личного к общему, я имела в виду вот эту часть. Преимущество, названное вами главным, большинству людей нафиг не сдалось.
финал послесловия как раз об этом.
В послесловии вы переложили ответственность за этот вывод на читателя :)
— это смотря кто будет объяснять и смотря как
Я представила, как вы говорите детям: "с хорошим чтением получаем эмоциональный и аналитический опыт, не сталкиваясь с реальными ситуациями, а лишь наблюдая развитие конфликтов в тексте". Может быть, вы имели в виду какой-то другой способ подачи информации :) Но и в более понятной форме далеко не всем детям это будет близко и важно. К тому же, это те вещи, которые постигаются только на собственном опыте. Говорить это в начале обучения вообще бессмысленно. Только на примере конкретных книг, прочитанных в классе.
По поводу идиотизма школьной программы полностью с вами соглашусь.
Донцовой в руке моё поколение не рождалось, его до этого доводили
А раньше Донцовой и не было. Читали то, что было :) То, что считалось "правильным". Но человек способен взять из книги ровно что, что позволяет ему уровень развития личности. Сейчас, когда есть Донцова, конечно эти люди будут читать её. И раньше читали бы, если бы была такая возможность.

Ещё как изменятся, читателя нужно воспитывать. Тогда и про бдыщ-бдыщ не будет интересно.
Лоторо, можно привить хороший вкус, если у личности есть к этому склонность. Если склонности нет, максимум, чего вы добьётесь, это что человек будет считать, что читать "Войну и мир" - это хорошо, а "Оттенки серого" - плохо. В худшем случае, поимеет на этом внутренний конфликт и будет страдать о того, что он такой неправильный. Если у человека уровень развития соответствует боевикам, то хоть вы ему плешь проешьте, объясняя, чем прекрасны Толстой и Достоевский, всё равно по-настоящему ему будут интересны только боевики. Пока в личности человека не произойдут изменения, которые сделают проблематику романов Достоевского актуальной для него, никакого интереса к нему не появится.
14.01.2016 в 00:45

подхожу; критически
Статья обо всём, что пишут в комментах. В школе личность посчитали "несклонной"(хотя личность формируется до двадцати с гаком лет), в школе и дома тупо никого не мотивировали, по программе всем из-под палки дали читать что требуется.

потом жизнь идет своим чередом и в овер тридцатник выросшие школяры спохватываются, и довольно многие. Получают второе высшее, читают детям, просто умнеют и т.д. и начинают выбирать чтение с уровня "нуб", толком не зная, чего хотят от этого занятия. Выбор "лишь бы подальше от классики" предопределён.
постараюсь ответить на всё, сейчас просто с тапка пишу :-/
14.01.2016 в 09:17

Марс в фуражке
Воспитание как раз и меняет интересы. Советский бум на чтение тому пример.
Внутренние конфликты возникают при столкновении более глубинных проблем чем нежелание думать и дурновкусие с прививанием привычки анализировать и хорошей литературы.
14.01.2016 в 09:19

Марс в фуражке
Тем паче, что между толстоевскими и порнофиками просто пропасть градаций качества.
14.01.2016 в 23:00

подхожу; критически
Преимущество, названное вами главным, большинству людей нафиг не сдалось. — дунно; большинство почитывает отзывы или опрашивает "сарафанное" радио или консультантов.
Значит, большинство так или иначе держит в голове идею выбрать что-то по своим критериям.
что на форуме, что тут меня считают снобом, но, тем не менее, я не сказал: выбрать безоговорочно лучшие книги, я сказал: сформировать вкус. я сказал: увидеть, насколько качественно написана книга. И, если вы предпочитаете лукавые истории, да пожалуйста; копите опыт, анализируйте или только в области порнушки, или читайте другое, но складывайте в отдельный ящик выводы (вдруг есть такие многостаночники?).




— это смотря кто будет объяснять и смотря как
Я представила, как вы говорите детям: "с хорошим чтением получаем эмоциональный и аналитический опыт, не сталкиваясь с реальными ситуациями, а лишь наблюдая развитие конфликтов в тексте". Может быть, вы имели в виду какой-то другой способ подачи информации
— определённо.
К тому же, это те вещи, которые постигаются только на собственном опыте. Говорить это в начале обучения вообще бессмысленно — не предлагаю прививать готовые идеи, я предлагаю дать собственные ответы на вопрос: "зачем читать?" Потому что, каким бы ни был ответ, это, как-никак, мотив для школьника (или оставим его с очевидной идеей о том, что литературичке надо заработать?), и не только побуждающий к чтению, но и побуждающий интересоваться причинами поступков.
и, конечно, тут надо бы уточнить, что в средней школе к литературе приступают не как к чтению первой в жизни книги, так что можно и помудрствовать лукаво, и подискутировать.


Сейчас, когда есть Донцова, конечно эти люди будут читать её. И раньше читали бы, если бы была такая возможность. - я узнал, что Бальзак-то начинал с написания чернухи и порнухи...

думаю, нет особых препятствий перед ростом духпотребностей: если станет неинтересно смотреть "перец", можно переключиться на, скажем, познавательные каналы. А читающему сложнее. Почему? потому что замкнутые круги такие замкнутые: кто-то составляет бесконечные топы книг, которые надо прочесть абиззательно (и составителям то мало сотни, то много, и все топы бессистемыне (встречал с тэгами "прекрасное далеко" и "революция"!)), но 90% читателей мыкаются по флэшмобам (читай то, что и подружка).
Поскольку нетуть культуры ан масс, читатель вроде меня идет такими непрямыми путями и задаёт нелегкие вопросы о том, чего желал бы достичь, строит непростые выводы о том, что уже от чтения получил.

Хм, интересно, чувствовали ли дискомфорт при советах те, кто сейчас пересел на любовные романчики? их ниша тогда была совсем пуста, ну или сильно отличалась.
14.01.2016 в 23:07

Марс в фуражке
consolo, на форуме практически одни снобы сидят :-D
15.01.2016 в 12:57

подхожу; критически
Лоторо, скажем, адепты, верные послушники вписать чего, список пошлых популярностей прилагается. но, кажись, есть исключения. Они, если поскрести, всегда есть.
15.01.2016 в 19:58

подхожу; критически
Лоторо, не, вернуться в обсуждение на форуме мне явно не судьба. Староват я уже для таких приколов — по миллиардному кругу обсуждать мою личность вместо обсуждения сабжа.
ну или прикольчики из яселек, когда ты говоришь о бородатых детях, а тебе всё ещё твердят: о, ты сказал бородатые дети курят? то есть дети курят, по-твоему? или: о, ты сказал "шутан", ну ты школоло, прямо по слэнгу видно, лал, ыыы.
Не то чтобы я спужался, просто идёт первая волна реакции - вот эта, потом вчитываешься в суть, снова охере... удивляешься тому, что что-то по делу может сказать тот же юзер, потом отлепляешь фекалии от глины, потом только начинаешь обработку полезного. И было бы ради чего стараться; мы ж не под алмазную грань текст полируем. И альтерантивных ответов на поставленные в заголовке вопросы - мизер. Ну, ващим, пущай великие творцы очередных юных принцесс мстят (всему миру?) за пустоту своих персов, только я к их парАм ни ногой.
Сорян, как говорится.
15.01.2016 в 23:11

Марс в фуражке
consolo, ну блин :(

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии