Автор. йа
Название. Дети и другие люди
это отрывок
NB: если у вас текст виден как не под катом, то у меня он виден под катом. Я использую только тэги дневников и прогоняю, как мне и советовали, весь текст через блокнот. Так что прежде чем удалять текст, давайте разберемся, в чем проблема.
-Рассказать тебе историю про маленького принца? Только она немножко грустная...читать дальше- мальчик внимательно смотрит в стеклянные глаза куклы. - Жил был маленький принц, и никого у него не было. Тогда он вырастил розу и любовался ею целыми днями... Пьетро, Пьетро, слушай меня внимательно! - обращаясь к игрушке, ребенок изображает своего учителя по прозвищу Таракан. Таракан, когда ругается, всегда укоризненно смотрит, слегка вытаращив глаза, и трясет рукой, мол, не отвлекайтесь. Вот и Жак трясет рукой и прикрикивает: - Слушай меня, внимательно слушай!
И Пьетро внимательно слушает. Он знает, что если сделать не так, как говорят, можно получить указкой по пальцам или по заду. Это очень больно, Пьетро уже известны все "прелести" этих наказаний.
-Жак, хватит орать на весь дом, - мама заходит в комнату. - Зачем ты опять колошматишь куклу?
Из кабинета отца доносится голос:
-Чего вы все успокоиться не можете?
Мама отнимает Пьетро у ребенка и выходит в коридор, где продолжает вести беседу с папой:
-Жак опять изображает этого неуравновешенного учителя, который лупил их линейкой. Слава Богу, что под нашим давлением, он пообещал быть помягче с детьми, - она возвращается в детскую, но уже с шоколадкой. -Смотри, сынок, какая вкуснота. Может перестанешь беситься? Хоть на минутку?
-Я не хочу есть, у меня болит зуб...
-Ты же говорил утром, что он прошел, - мама удивленно качает головой.
-Вчера болел, утром не болел, за обедом болел и сейчас болит.
-Поэтому ты бьешь Пьетро? От злости? Неужели в тебе нет ни капли жалости?
Жак, насупившись, молчит.
-Ну же, отвечай.
Тишина продолжается.
-Не отдам его, пока не научишься жалеть других,- сказав это, мама выходит и закрывает Жака на ключ. - Сиди и думай о своем поведении!
Жак садится за письменный стол. Что у него там? Пять спичечных коробков, тетрадки с прошлого года (все изрисованные), пара цветных карандашей, ни одной пишущей ручки, апельсин и пластмассовые солдатики, которых так выпрашивал на новый год... Да ну этих солдатиков! Сейчас они и не нужны совсем, только под руками мешаются. Раз, и Жак скидывает их на пол. За стенкой сразу слышится голос папы:
-Ну вот, он опять чем-то швыряется...
Мальчик открывает тетрадку, на которой коряво написано «Мой дневник. Не трогать никому». Самая первая запись в ней: «Я Жак. Мне семь лет. Это мой первый дневник. Я хочу писать книги». Перелистывает около трех страниц и выразительно читает вслух:
-«Привет, дневничок. Сегодня мне исполнилось 9 лет. Я очень рад! Приехала тетя Ничта с подарками...». Что же она мне тогда привезла? - Жак вылезает изо стола и в напускной задумчивости подходит к окну.
В их двор забежала дворняжка, отогрела конечности и теперь снует туда-сюда, поджав хвост. Конечно, на улице-то холодно, а тут хотя бы ветра нет.
-Очень интересно, - Жак пытается определить породу незваной гостьи. - Наверно помесь лайки с овчаркой, или?..
На самом деле Жак не разбирался в собаках, но сейчас ему хочется самому себе показаться образованным и всезнающим человеком , и он изображает своего отца. -Я думаю, месье, вы ошибаетесь. Это же овчарка! Как ваш наметанный глаз не увидел столь очевидной вещи? - если говорить хриплым полушепотом, то голос становится очень взрослым.
-Если Жак еще раз что-нибудь сломает, клянусь, я больше ничего ему не куплю, - за обедом папа пытается пожурить неспокойного отпрыска.
Как бы ни так! Что сегодня нашло на него, никто не знает, но Жак почему-то не может покорно молчать, он сразу влезает:
- Что ты врешь? Мне все мама покупает, а ты со мной даже ни разу в магазин не ходил!
-Жак! – кажется, мама сердится. – Теперь я, пожалуй, соглашусь с папой, - не надо тебе ничего дарить. Когда ж ты поймешь, что в разговоры взрослых влезать нельзя?
-Можно! – Жак стучит ложкой по тарелке. Вид у него крайне недовольный и угрюмый. – Мне все можно!
-Я сейчас покажу ему, что можно, а что нельзя, - папа отодвигает тарелки и тянется к сыну.
Жак пугается и оглядывается на свою единственную защитницу:
-Мама…
И получает от нее должную поддержку:
-Папа, ты хочешь, чтобы он и нас боялся?
-Ну-ну, дорогая. Пусть из него вырастет капризный болван. Уйдешь к своей Ничте, я его сразу проучу. Урок по всем статьям преподам!
-Милый, прекрати, пожалуйста. Это не его вина… - мама собирается еще долго рассыпаться в объяснительно-извинительных причинах поведения любимого сына. Многое она слышала от психологов, многое вычитала в журналах и увидела по телевизору, поэтому фразы из ее уст звучат расхожие и всем известные. Нестранно, что отца это не интересует, он только делает вид, что слушает. И Жак тоже. Под столом, кстати, интереснее, чем за столом. Поэтому мальчик потихоньку сползает со стула, чтобы во всей красе понаблюдать подстольную жизнь обоих родителей. У мамы ноги худенькие, она ставит их аккуратно, как прилежная первоклассница: ступни на одном уровне, коленки слегка сдвинуты. Не то, что отец: располневшие ляхи туго обтянуты брюками, а на коленях ткань смешно топорщится. Стула ему мало, и он развалился на нем как на диване
-Жак, ты бы еще с головой под стол залез.
-Я же тебе говорю, воспитания ему катастрофически не хватает, - удивительно, но голос отца с раздраженного сменился на миролюбивый. Видимо, пока Жак изучал жизнь под столешницей, родители закурили трубку мира. Нет, все-таки наверху интереснее!
Мама улыбается и спрашивает:
-Ну, что ты приуныл? – а глазами так и говорит, мол, смотри, как я папу нашего задобрила.
Жак хочет сказать ей «спасибо, мама», но опять молчит, не в силах выдавить и слова.
На самом деле, быть мальчиком из хорошей, состоятельной и уважаемой семьи очень сложно. Тебя учат всему: и игре на пианино, и математике; что делать нужно, что делать можно и что нельзя; уважать родителей и гордиться своей фамилией. Вот у всех друзей Жака гораздо больше свободного времени… Они после обеда идут гулять, в то время как он ждет пианистку, которая всегда опаздывает.
-«Элизу» пока повтори, а то опять будешь мимо нот мазать!
И Жак повторяет. Потому что, если еще раз сделать не так, как говорят, то точно схлопочешь по ушам. «Я ненавижу «Элизу», я ненавижу пианино, я ненавижу пианистку».
-Всю жизнь мечтала играть ее… Просто ностальгия по ушедшей юности, - мама вздыхает и в блаженстве закрывает глаза. И, хоть пьеса эта в исполнении ученика третьего класса мало чем напоминает ту знаменитую «Элизу» Бетховена, от одних только ми-ре-ми-ре-ми ей грезятся самые прекрасные и чистые воспоминания. – Ах, Жак, каждый раз, когда моя мама поднимала крышку от пианино, я чувствовала дух волшебства… Она играла, а я закрывала глаза и представляла всякие чудесности. Наверно… - мама на мгновенье задумывается, - наверно, мама была очень талантливой.
Идеализирует ли она образ бабушки или нет, - Жак не знает. Да он еще и не вырос из того возраста, когда дети начинают сомневаться в словах мамы, но ее слова вызывают в нем непонятные чувства. Пока Жак пытается распробовать их, после репризы его руки сами по себе замирают.
-Повторяй! Опять задумался? – в мамином голосе слышится негодование. – И за что Бог наградил нас таким рассеянным сыном?..
-Мама меня совсем замучила. Каждый день играю эту «Элизу», каждый день! А она облокачивается на пианино и все время вздыхает! - для большей убедительности Жак стучит кулаком по парте.
-Да ладно, а я вчера кое-что видел… Но тебе и неинтересно, наверно?
-Что ты видел? - нет, Жаку настолько любопытно, что он даже рот открыл.
Янек отворачивается и говорит:
-Лучше тебе не знать!
-Ну и иди в ж… сам знаешь куда, - родители всегда учили Жака не ругаться. – Может, ты просто набитый врун, привлекающий внимание?
-Ладно, я скажу… - Янек почему-то краснеет и, заглядывая в глаза, спрашивает: - Только ты обещай не обижаться, ага? Вчера твою матушку видели с каким-то мужиком, и они целовались…
«Как мама может целоваться с кем-то, кроме папы?»
После Жак и Янек пошли в столовую, швырялись хлебом, Янека даже отругали за дурное поведение. а вот Жака не стали. Янек тогда обиделся, мол, Жака не ругают, потому что он худенький да тихий на вид… а на самом деле «черт в тихом омуте»! Учителя рассердились еще больше, а Таракан ударил кулаком по столу, ведь «Хлеба в стране не хватает, а эти выродки…» и ля-ля-ля… Было так смешно и страшно, что Жак на время забыл о своем новом страхе: мама любит другого мужчину… Неужели они теперь разведутся?
На литературе он вспоминает, как часто мама с папой ссорятся. Оказывается, что каждый день. А вот раньше Жак не думал об этом, не обращал внимания и даже не подозревал, что семья их держится, как выражается тетя Ничта, на соплях! На его, на Жакиных соплях, потому что он еще глупый ребенок… И мама, бедная мамочка, не хочет разводиться с мужем, ведь кем тогда сын будет? Безотцовщиной.
Пока все это думалось, руками Жак мнет манжеты на рукавах. Темная жесткая ткань, из которой пошита школьная форма, колет пальцы и заставляет их краснеть, но Жак, кажется, уже не в школьном кабинете. Мысли его уносят далеко в будущее, где они с матерью уехали от отца, например, в столицу. Денег вначале было мало, но он, раз надо было, бросил школу и пошел работать… на фабрику, например. Папа не писал им писем, только присылал открытки и подарки по праздникам, а Жак все отправлял обратно. Не нужен ему такой отец! Если его мама не любит, значит, есть за что, правда же? А может, и не отец он ему?
-А может, и не отец он мне? – потные сжатые до больного ладони, жалость к матери и себе, сплетни, ругань дома, равнодушный отец, - все это как крепкие оплеухи для капризного третьеклассника. Он закрывает глаза и чувствует, как по щеке стекает маленькая, но очень горячая слеза.
-Может и не отец… Но на уроках надо слушать, - Таракан удивленно смотрит на Жака. Ребята шушукаются, раздается смех, и Таракан добавляет: - Эх, мой юный друг, актеришка вы или наивное дитя, здесь храм науки, а не дом милосердия! Плакаться пойдете к тем, кто вашу золотистую шевелюру по достоинству оценит.
Если учитель словом или делом разрешил детям смеяться, то они, безусловно, будут смеяться.
-Встаньте, мой юный лицедей (Таракан всегда говорит так, будто сошел с ума над своими книжками), пусть все посмотрят, кто мешает нам изучать столь тонкую и изящную науку, как литература.
Жак встает, понурив голову. От стыда он весь покрылся пятнами и не видит, что, среди всеобщего веселья, Янек смотрит на него глазами, полными сожаления.
После школы Жак долго бродит по дворам и улочкам. Сразу после злополучной литературы он выбежал из класса, потому что боялся услышать продолжение насмешек. Может быть, и не было бы их, но, все равно, «почему мне так гадко?».
Писать о детях, я считаю, очень сложно. В Вашем случае для этого нужно смотреть на вещи глазами девяти летнего мальчика. Возраст трудный. Некоторые моменты очень трогательные, настоящие. В целом, впечатление от текста приятное. Но Ваш ребенок слишком рассудителен. Тогда как родителям, то есть взрослым, явно не достает последовательности в действиях. Это сильно смазывает контраст и портит общую картину.
Для примера: видно, что мать очень любит сына, заступается за него, для себя оправдывает его шалости. Но реакции на то, что у ребенка болит зуб - никакой. Его наказывают. Что само по себе нелепо... Узнав, что ребенка мучает боль, любая мать в первую очередь была бы обеспокоена именно этим фактом. Жак врет про больные зубы? Тогда стоит это подчеркнуть в тексте. Потому что абсолютное равнодушие, граничащее с отчаянным желанием оправдать баловство мальчика, делает поведение этой женщины совершенно нелогичным. Образ матери, дурной и легкомысленной, Вам удался. Вот только он неоправданно противоречив, на мой взгляд.
Некоторые моменты в тексте, которые показались мне сомнительными:
пластмассовые солдатики, которых так выпрашивал на новый год...
-Ну вот, он опять чем-то швыряется...
Вы описали множество вещей, которые лежат в ящике, отсюда делаю вывод: солдатики маленькие. Они не могут полететь на пол с таким грохотом, чтобы услышал его через стену. К тому же, Вы пишете - семья состоятельная. Значит, дом тоже богатый. Отчего-то складывается впечатление, что это какой-то старинный особняк, а стены в них крепкие и толстые, не пропускают звуков.
отогрела конечности
Фраза режет слух. Вы используете в тексте элементы "детской" речи, это ясно. Но дети мыслят проще - "лапы", "отогрелась", "согрелась". А вот "конечности" больше подходят мышлению человека взрослого, по крайней мере, знакомого с такими понятиями как биология или анатомия.
Под столом, кстати, интереснее, чем за столом.
Поэтому мальчик потихоньку сползает со стула, чтобы во всей красе понаблюдать подстольную жизнь обоих родителей.
-Жак, ты бы еще с головой под стол залез.
А как еще он умудрился бы разглядеть чьи-то ноги, если бы не залез с головой?) Тогда логика замечания отца теряется, ибо ребенок уже под столом.
-Ну и иди в ж… сам знаешь куда,
Так сказал бы ребенок современный. Но, учитывая то, как Вы описываете преподавателя, речь идет о тех годах, когда наказания в школе были нормой.
Вчера твою матушку видели с каким-то мужиком
То же самое - "матушка" и "мужик" в одном предложении смотрятся плохо.
Общение детей в школе очаровательно. Правда) Мне понравилось.
Но после с вопросом «Как мама может целоваться с кем-то, кроме папы?» появляется уже взрослый Жак. Его рассуждениям я не верю. Дети мыслят не так рационально. Растерянность, фантазии об уходе из школы на фабрику, смущение - все чудесно. Но сам факт того, что ребенок в столь юном возрасте правильно понял и осознал суть произошедшего, неправдоподобна.
Мне Ваша зарисовка понравилась. Достаточно просто и интересно, читается легко, оставляет впечатление.
Очень приятно видеть комментарии, подобные вашим, огромное спасибо за прочтение и подробное мнение.
Насчет зубов и вправду вышел косяк, как и со стенами. Могу только оправдаться тем, что привыкла к нашей тонкой бетонной коробке.
Насчет стола: я не знаю, может это от роста зависит, но даже мне, взрослой по сути тете, если сползти на спинку стула, будут видны ноги сидящих. Попробуйте, только стул должен быть достаточно далеко отодвинут и ваш рост не очень высокий.
Может он слишком рациональный да, но это потому, что, когда я писала первую часть, он был третьеклассником. К середине я передумала и отправила его в пятый класс, но потом опять произошли кое-какие изменения.
Еще раз спасибо за обширное мнение, это очень круто, что вы не поленились его мне написать.
Здесь тоже было от лица ребенка, на мой взгляд получилось гораздо лучше, чем это. Даю ссылку на свой дневник, потому что здесь его уже нету. www.diary.ru/~madonnashi/p135345950.htm#more1
P.S: безумно рада, что вам местами понравился мой текст.
www.diary.ru/~talent-creative-work/p132082007.h...
И я не буду. Сейчас только скажу, что предупреждал вас: еще раз нарушите Правила - вылетите из сообщества.
www.diary.ru/~talent-creative-work/p133742897.h...
- тут и предупреждал.
Сейчас вы даете рекламную ссылку на ваш дневник. То есть п.2 нарушаете. Два предупреждения было. Всего хорошего автору Madonnashi.
и что тогда предлагаете считать нарушением? внесите коррективы в Правила, а жить без правил - это прямо и налево.