Если долго вглядываться в бездну, бездна начнет вглядываться в тебя
Название: Людские игры
Автор: Я
Жанр: рассказ
Возрастных ограничений нет
Читать рассказВообще-то Алексей мог поехать на машине, но почему-то пошел пешком. Виной тому был апрель – солнечный, разноцветный, радостный. Снег уже везде растаял, и солнце припекало совсем по-летнему. Алексей даже не стал надевать куртку – отправился по улице в одном костюме. В теньке, правда, было прохладно, особенно когда налетал дерзкий ветерок, но даже и он не мог испортить всепоглощающее чувство внутреннего ликования. Алексей взглянул на часы: до совещания еще целый час, а это значит, что он успеет дойти пешком до набережной и вернуться обратно. Машины все так же, как зимой, с шумно проносились мимо по улице. Этим прекрасным весенним днем из грохот казался особенно оглушительным – то ли из-за того, что растаял снег, поглощавший звуки, то ли из-за того, что птицы вступили в состязание с железными монстрами и пытались своим щебетом перекрыть шум. Алексей хотел быстрее дойти до набережной реки, где зловоние машин будет чувствоваться не так сильно. Для этого он даже свернул в проходной дворик, чтобы срезать расстояние.
Жизнь во дворике тоже била фонтаном, несмотря на будний день. Мамы, бабушки, няни вывели своих чад на прогулку. Дети постарше что-то рисовали на асфальте, те, что помладше, с усердием копались в песочнице, а самые маленькие просто спали в колясках, подставив свои личики теплому солнцу. Алексей, поскольку был человек занятой и с работы возвращался не раньше девяти вечера, даже не подозревал, какая жизнь кипит во дворах, пока он сидит в офисе. Упоенный этой весенней картиной, он задрал голову вверх – к бесконечной апрельской лазури.
И вдруг увидел этот ужасный штрих, который в одну секунду испортил картину всепоглощающего счастья: из окна на четвертом этаже валил серый дым. Алексей остановился как вкопанный, глядя на это, словно не верил своим глазам. Однако через несколько секунд пришел в себя, сообразив, что в той квартире что-то горит. Возможно, какая-нибудь из этих милых старушек поставила вариться кашу и забыла про нее.
– Эй! – крикнул Алексей, обращаясь к трем женщинам, что сидели на самой ближней к нему скамейке. – Кто-нибудь живет в этом подъезде?
– А что? – подозрительно прищурилась старушка в синем берете.
– Там пожар, – Алексей указал на четвертый этаж.
Женщины проследили за его жестом и в один голос ахнули. И словно для усиления их эмоций, одна створка окна открылась, оттуда высунулась молодая женщина. От притока воздуха возгорание, видимо, усилилось, потому что дым повалил сильнее. Девушка была явно напугана: видимо, пожар застал ее врасплох. Скорее всего, она спала, потому что надета на ней была какая-то сорочка на бретельках, а растрепанные белые волосы закрывали лицо и плечи. В руках блондинки был сотовый, наверное, она хотела позвонить в пожарную. Но от волнения или от слабости девушка выронила телефон. Он, сверкнув на солнце зеркальным корпусом, упал на козырек подъезда и рассыпался на множество блестящих осколков. От отчаяния девушка закричала:
– Пожалуйста, помогите!!!
Этот крик подстегнул Алексея.
– Девушка, вы сможете выйти? – он бегом пересекал небольшую парковочную площадку.
– Там все в дыму, я не вижу ничего, – срывающимся голосом сообщила она и закашлялась.
Алексей вынул мобильник и набрал номер службы спасения. Сообщив о пожаре, он повернулся к гулявшим жильцам и спросил:
– Кто-нибудь есть из этого подъезда?
Пораженные зрелищем пожара, бабушки, мамы, няни не сводили глаз с дымящегося окна, в котором маячил силуэт несчастной блондинки, и тихо переговаривались.
– Кто-нибудь есть из этого подъезда? – гаркнул Алексей. – Кто-нибудь может мне открыть дверь?
– Никого нет, – констатировала молодая мама, которая от страха зачем-то вынула ребенка из коляски и прижала к себе.
– Сейчас пожарные приедут и вскроют, – успокоила Алексея бабушка в синем берете.
– Она же задохнется! – он подбежал под окна девушки. – Эй, послушайте меня! Найдите полотенце, смочите его водой и дышите через него!
Девушка то ли кивнула, то ли ее качнуло от головокружения, и она скрылась в дыму. Алексей принялся звонить во все квартиры по домофону, чтобы предупредить жильцов о пожаре и заодно проникнуть в подъезд и спасти блондинку, но дома никого не было. Прошло уже минут пять, а девушка в окне больше не появлялась. Алексей понял, что что-то случилось. Ждать больше он не мог: вскарабкался на дерево, растущее рядом с подъездом, с него перебрался на водосточную трубу. Наверняка держалась она плохо, потому что дом был старой постройки, но Алексей все же решился. Хватаясь одной рукой за балконы, другой он держался за водосток и, упираясь ногами в фигурную кладку дома, лез все выше и выше. Вот, наконец, и нужное окно. В глаза валил едкий дым, который уже наполнялся черным. Это значит, что огонь принялся за отделку стен и потолка. Набрав побольше воздуха, Алексей ухватился руками за карниз и перевалился через подоконник в комнату. Когда он оказался внутри, то снял пиджак, чтобы дышать через плотную ткань, и огляделся. Почти ничего не было видно – только очертания мебели. Радовало, что эпицентр пожара был не в этой комнате. Алексей двигался вперед практически на ощупь, пытаясь разглядеть в дыму девушку. Он боялся, что она оказалась отрезанной от выхода где-нибудь в ванной.
Вдруг он споткнулся обо что-то мягкое. Присев, потому что ничего нельзя было разглядеть, Алексей понял: это хозяйка квартиры. Видимо, она пробиралась в ванную за полотенцем и потеряла сознание. Подхватив девушку на руки, он увидел, что двери в комнате нет, зато она есть в соседней. По планировке, соседняя комната имела и балкон, поэтому Алексей метнулся туда, ногой закрыл за собой дверь и вынес блондинку на балкон. Вернувшись к двери, он пиджаком заткнул щель под дверью, чтобы дым больше не поступал в комнату, и поспешил к девушке. Открыв все три фрамуги, он, не дожидаясь приезда врачей, принялся приводить хозяйку квартиры в чувства. К счастью, ее обморок был неглубоким, и через минуту девушка открыла глаза, закашлялась.
– Где я? – спросила она, беспомощно оглядываясь.
– Пока еще в квартире, – Алексей старался говорить спокойно, чтобы не сеять панику. – Сейчас приедут пожарные. Вы можете встать?
Блондинка кивнула и снова закашлялась. Он помог ей подняться и придерживал за талию, пока она пыталась отдышаться, высунувшись в окно. Во дворе все изумленно ахнули.
– Как вас зовут? – наконец она повернулась к нему, и их лица оказались близко-близко друг от друга.
Девушка была красивая: большие зеленые глаза и чувственные губы. И хоть все ее лицо и волосы были в саже, Алексей не мог ей налюбоваться.
– Ну же? – блондинка слегка толкнула его в бок.
– Леша… Алексей, – запинаясь, произнес он.
– Алексей, – улыбнулась спасенная. – Спасибо тебе, Алексей.
И в ту же секунду ее губы коснулись его губ. Быстрый, но страстный поцелуй.
– А я Лера, – представилась блондинка, прервав поцелуй.
И тут он узнал ее. Это была Лера Новгородцева – ведущая ночного эротического шоу «Секс без правил». Конечно, на экране телевизора она выглядела по-другому: в черном корсете, кружевных чулках, накрашенная, причесанная. Однако в саже она нравилась Алексею больше.
С улицы донесся звук пожарных сирен.
– Тебя едут спасать, – он не выпускал из объятий свою новую знакомую.
– Ты уже спас меня, – она снова поцеловала его, нежно обняв за шею.
И вдруг темнота и тишина. Алексей замер, ожидая продолжения.
– Ваше время истекло, – раздался в ушах приятный женский голос. – Пожалуйста, снимите датчики и покиньте кабину.
Алексей вздохнул, снял наушники, потом визоры с глаз, отцепил датчики с рук и ног и с неохотой вылез из кресла. С непривычки электрический свет показался ему ярче солнечного – того, который был в программе.
– Ну как? Кто на этот раз? – поинтересовался администратор Серега, когда Алексей закрыл за собой дверь кабинки.
– Лера Новгородцева, – с тоской сообщил тот.
– Ты же вроде теннисисток любишь! – удивился Серега.
– Разнообразия захотелось, – недовольно пробурчал Алексей. – Ты лучше скажи мне, почему у вас в программы секс не вставляют?
– Ты что?! – Серега хохотнул, стукнув рукой по крышке стола. – На это же специальное разрешение нужно, а нам оно по статусу не положено: мы же семейный клуб. К тому же стоит недешево.
– Я бы заплатил, – Алексей снял с плечиков свою куртку и, махнув на прощание администратору, медленно побрел прочь.
На улице стоял апрель – грязный и слякотный. Прямо напротив клуба на светофоре образовалась пробка, в которой намертво застрял автобус. Поняв, что дождаться наземного транспорта у него не хватит терпения, Алексей зашел в метро. Из восьми эскалаторов работали только пять, поэтому пробка образовалась и здесь. Чертыхнувшись, Алексей влился в толпу и начал медленно продвигаться к транспортной ленте. Через несколько человек впереди него так же медленно двигалась девушка. Блондинка в курточке грязно-розового цвета. У нее на руках сидел ребенок лет двух и, приклонив голову к плечу матери, спал. Когда до эскалатора оставалось метра два, случилось непредвиденное: оказалось, блондинка катила за собой чемодан на колесиках. Одно из них угодило между прутьями ограждающей решетки. Девушка дергала чемодан, пытаясь высвободить колесико, но одной рукой у нее ничего не получалось. Толпа безразлично огибала незадачливую блондинку. Алексей, когда проходил мимо, намеренно толкнул ее плечом и бросил:
– Чего встала, дура крашеная?!
Он ступил на транспортную ленту и закрыл глаза, вспоминая чувственные губы и зеленые глаза Леры Новгородцевой…
Автор: Я
Жанр: рассказ
Возрастных ограничений нет
Читать рассказВообще-то Алексей мог поехать на машине, но почему-то пошел пешком. Виной тому был апрель – солнечный, разноцветный, радостный. Снег уже везде растаял, и солнце припекало совсем по-летнему. Алексей даже не стал надевать куртку – отправился по улице в одном костюме. В теньке, правда, было прохладно, особенно когда налетал дерзкий ветерок, но даже и он не мог испортить всепоглощающее чувство внутреннего ликования. Алексей взглянул на часы: до совещания еще целый час, а это значит, что он успеет дойти пешком до набережной и вернуться обратно. Машины все так же, как зимой, с шумно проносились мимо по улице. Этим прекрасным весенним днем из грохот казался особенно оглушительным – то ли из-за того, что растаял снег, поглощавший звуки, то ли из-за того, что птицы вступили в состязание с железными монстрами и пытались своим щебетом перекрыть шум. Алексей хотел быстрее дойти до набережной реки, где зловоние машин будет чувствоваться не так сильно. Для этого он даже свернул в проходной дворик, чтобы срезать расстояние.
Жизнь во дворике тоже била фонтаном, несмотря на будний день. Мамы, бабушки, няни вывели своих чад на прогулку. Дети постарше что-то рисовали на асфальте, те, что помладше, с усердием копались в песочнице, а самые маленькие просто спали в колясках, подставив свои личики теплому солнцу. Алексей, поскольку был человек занятой и с работы возвращался не раньше девяти вечера, даже не подозревал, какая жизнь кипит во дворах, пока он сидит в офисе. Упоенный этой весенней картиной, он задрал голову вверх – к бесконечной апрельской лазури.
И вдруг увидел этот ужасный штрих, который в одну секунду испортил картину всепоглощающего счастья: из окна на четвертом этаже валил серый дым. Алексей остановился как вкопанный, глядя на это, словно не верил своим глазам. Однако через несколько секунд пришел в себя, сообразив, что в той квартире что-то горит. Возможно, какая-нибудь из этих милых старушек поставила вариться кашу и забыла про нее.
– Эй! – крикнул Алексей, обращаясь к трем женщинам, что сидели на самой ближней к нему скамейке. – Кто-нибудь живет в этом подъезде?
– А что? – подозрительно прищурилась старушка в синем берете.
– Там пожар, – Алексей указал на четвертый этаж.
Женщины проследили за его жестом и в один голос ахнули. И словно для усиления их эмоций, одна створка окна открылась, оттуда высунулась молодая женщина. От притока воздуха возгорание, видимо, усилилось, потому что дым повалил сильнее. Девушка была явно напугана: видимо, пожар застал ее врасплох. Скорее всего, она спала, потому что надета на ней была какая-то сорочка на бретельках, а растрепанные белые волосы закрывали лицо и плечи. В руках блондинки был сотовый, наверное, она хотела позвонить в пожарную. Но от волнения или от слабости девушка выронила телефон. Он, сверкнув на солнце зеркальным корпусом, упал на козырек подъезда и рассыпался на множество блестящих осколков. От отчаяния девушка закричала:
– Пожалуйста, помогите!!!
Этот крик подстегнул Алексея.
– Девушка, вы сможете выйти? – он бегом пересекал небольшую парковочную площадку.
– Там все в дыму, я не вижу ничего, – срывающимся голосом сообщила она и закашлялась.
Алексей вынул мобильник и набрал номер службы спасения. Сообщив о пожаре, он повернулся к гулявшим жильцам и спросил:
– Кто-нибудь есть из этого подъезда?
Пораженные зрелищем пожара, бабушки, мамы, няни не сводили глаз с дымящегося окна, в котором маячил силуэт несчастной блондинки, и тихо переговаривались.
– Кто-нибудь есть из этого подъезда? – гаркнул Алексей. – Кто-нибудь может мне открыть дверь?
– Никого нет, – констатировала молодая мама, которая от страха зачем-то вынула ребенка из коляски и прижала к себе.
– Сейчас пожарные приедут и вскроют, – успокоила Алексея бабушка в синем берете.
– Она же задохнется! – он подбежал под окна девушки. – Эй, послушайте меня! Найдите полотенце, смочите его водой и дышите через него!
Девушка то ли кивнула, то ли ее качнуло от головокружения, и она скрылась в дыму. Алексей принялся звонить во все квартиры по домофону, чтобы предупредить жильцов о пожаре и заодно проникнуть в подъезд и спасти блондинку, но дома никого не было. Прошло уже минут пять, а девушка в окне больше не появлялась. Алексей понял, что что-то случилось. Ждать больше он не мог: вскарабкался на дерево, растущее рядом с подъездом, с него перебрался на водосточную трубу. Наверняка держалась она плохо, потому что дом был старой постройки, но Алексей все же решился. Хватаясь одной рукой за балконы, другой он держался за водосток и, упираясь ногами в фигурную кладку дома, лез все выше и выше. Вот, наконец, и нужное окно. В глаза валил едкий дым, который уже наполнялся черным. Это значит, что огонь принялся за отделку стен и потолка. Набрав побольше воздуха, Алексей ухватился руками за карниз и перевалился через подоконник в комнату. Когда он оказался внутри, то снял пиджак, чтобы дышать через плотную ткань, и огляделся. Почти ничего не было видно – только очертания мебели. Радовало, что эпицентр пожара был не в этой комнате. Алексей двигался вперед практически на ощупь, пытаясь разглядеть в дыму девушку. Он боялся, что она оказалась отрезанной от выхода где-нибудь в ванной.
Вдруг он споткнулся обо что-то мягкое. Присев, потому что ничего нельзя было разглядеть, Алексей понял: это хозяйка квартиры. Видимо, она пробиралась в ванную за полотенцем и потеряла сознание. Подхватив девушку на руки, он увидел, что двери в комнате нет, зато она есть в соседней. По планировке, соседняя комната имела и балкон, поэтому Алексей метнулся туда, ногой закрыл за собой дверь и вынес блондинку на балкон. Вернувшись к двери, он пиджаком заткнул щель под дверью, чтобы дым больше не поступал в комнату, и поспешил к девушке. Открыв все три фрамуги, он, не дожидаясь приезда врачей, принялся приводить хозяйку квартиры в чувства. К счастью, ее обморок был неглубоким, и через минуту девушка открыла глаза, закашлялась.
– Где я? – спросила она, беспомощно оглядываясь.
– Пока еще в квартире, – Алексей старался говорить спокойно, чтобы не сеять панику. – Сейчас приедут пожарные. Вы можете встать?
Блондинка кивнула и снова закашлялась. Он помог ей подняться и придерживал за талию, пока она пыталась отдышаться, высунувшись в окно. Во дворе все изумленно ахнули.
– Как вас зовут? – наконец она повернулась к нему, и их лица оказались близко-близко друг от друга.
Девушка была красивая: большие зеленые глаза и чувственные губы. И хоть все ее лицо и волосы были в саже, Алексей не мог ей налюбоваться.
– Ну же? – блондинка слегка толкнула его в бок.
– Леша… Алексей, – запинаясь, произнес он.
– Алексей, – улыбнулась спасенная. – Спасибо тебе, Алексей.
И в ту же секунду ее губы коснулись его губ. Быстрый, но страстный поцелуй.
– А я Лера, – представилась блондинка, прервав поцелуй.
И тут он узнал ее. Это была Лера Новгородцева – ведущая ночного эротического шоу «Секс без правил». Конечно, на экране телевизора она выглядела по-другому: в черном корсете, кружевных чулках, накрашенная, причесанная. Однако в саже она нравилась Алексею больше.
С улицы донесся звук пожарных сирен.
– Тебя едут спасать, – он не выпускал из объятий свою новую знакомую.
– Ты уже спас меня, – она снова поцеловала его, нежно обняв за шею.
И вдруг темнота и тишина. Алексей замер, ожидая продолжения.
– Ваше время истекло, – раздался в ушах приятный женский голос. – Пожалуйста, снимите датчики и покиньте кабину.
Алексей вздохнул, снял наушники, потом визоры с глаз, отцепил датчики с рук и ног и с неохотой вылез из кресла. С непривычки электрический свет показался ему ярче солнечного – того, который был в программе.
– Ну как? Кто на этот раз? – поинтересовался администратор Серега, когда Алексей закрыл за собой дверь кабинки.
– Лера Новгородцева, – с тоской сообщил тот.
– Ты же вроде теннисисток любишь! – удивился Серега.
– Разнообразия захотелось, – недовольно пробурчал Алексей. – Ты лучше скажи мне, почему у вас в программы секс не вставляют?
– Ты что?! – Серега хохотнул, стукнув рукой по крышке стола. – На это же специальное разрешение нужно, а нам оно по статусу не положено: мы же семейный клуб. К тому же стоит недешево.
– Я бы заплатил, – Алексей снял с плечиков свою куртку и, махнув на прощание администратору, медленно побрел прочь.
На улице стоял апрель – грязный и слякотный. Прямо напротив клуба на светофоре образовалась пробка, в которой намертво застрял автобус. Поняв, что дождаться наземного транспорта у него не хватит терпения, Алексей зашел в метро. Из восьми эскалаторов работали только пять, поэтому пробка образовалась и здесь. Чертыхнувшись, Алексей влился в толпу и начал медленно продвигаться к транспортной ленте. Через несколько человек впереди него так же медленно двигалась девушка. Блондинка в курточке грязно-розового цвета. У нее на руках сидел ребенок лет двух и, приклонив голову к плечу матери, спал. Когда до эскалатора оставалось метра два, случилось непредвиденное: оказалось, блондинка катила за собой чемодан на колесиках. Одно из них угодило между прутьями ограждающей решетки. Девушка дергала чемодан, пытаясь высвободить колесико, но одной рукой у нее ничего не получалось. Толпа безразлично огибала незадачливую блондинку. Алексей, когда проходил мимо, намеренно толкнул ее плечом и бросил:
– Чего встала, дура крашеная?!
Он ступил на транспортную ленту и закрыл глаза, вспоминая чувственные губы и зеленые глаза Леры Новгородцевой…
@темы: проза
спали в колясках, подставив свои личики теплому солнцу - дети себя настолько осознают, что могут подставлять во сне личики солнцу? Имхо как-то странновато.
Эй, послушайте меня! Найдите полотенце, смочите его водой и дышите через него! - советчиг блин.
приклонив голову к плечу матери - может, все же положил?
У меня вопрос, было ли поведение Алексея в иллюзии запрограммированы или, все же, подконтрольным ему?
По самой идее: всё мило, прикольно. Хотя, по-началу похоже на газетную статью о подвиге простого гражданина, однако, потом всё становится гораздо интересней. Последний аккорд понравился, "точка" в рассказе хорошая. Я бы добил ещё фразой типа: "Ты не Новгродцева, и даже не Чехова" - звучащей в мыслях Алексея. Но это только я.
Чтобы не повторять эту фразу раз этак двадцать, пусть будет по-умолчанию, что я прибавляю в конце каждого абзаца: "Но это только я".
А ещё, хотелось бы пару слов о "семейном клубе". В том месте, где Алексей выходит из клуба и чапает в метро, прекрасный простор для небольшого описания клуба, зачем и как давно туда ходит Алексей. А-то в моих глазах вроде загорелся огонёк интереса об этом месте и герое, который туда ходит уже не впревые (и естественно о суммарном их сочетании), а из-за отсутствия инфы погас.
Глаз запинается за такие места, как:
но почему-то пошел пешком - вообще слова нехорошие, ибо автор даолжен знать главного героя, как свои пять пальцев, а если в его действиях и есть загадочность, ьто по сугубо хитрому замыслу вышеупомянутого автора. А все: почему-то, зачем-то, где-то - признание собственной некомпетентности.
Дети постарше что-то рисовали на асфальте, те, что помладше, с усердием копались в песочнице, а самые маленькие просто спали в колясках, подставив свои личики теплому солнцу. - про личики с something here не соглашусь, на мой взгляд тут ОК. Вот смотрите, отслеживая мозговые процессы и фантазию. В моей голове рисуется картинка: солнце, дворик, мамы, дети что-то рисуют. И опять "что-то", я вроде не дурак и домыслить могу что, но если конкретизировать в паре слов, иллюзия действительности усиливается. Я против долгих и нудных описаний комнаты и всей мебели, в которой происходит трёхфразный диалог и действие кончается. За интересно подмеченные детали. Вот тут-то можно было в трёх словах придумать интересную картинку того, что рисовали дети. И "кино" моего сознания проуникалит этот двор. Наверное знаете НЛП. Любое слово вызывает картинку. Так вот, самые неясные картинки вызывают эти расплывчатые "что-то" и сравнения на отрицание "он был не такой" (просто пиши какой был и всё, мне не интересно каким он не был). На отрицание у вас не заметил, а вот эти "...-то" - настоящая зараза.
Алексей остановился как вкопанный, глядя на это, словно не верил своим глазам. - так верит или не верит? Создаётся впечатление некомпетентности автора. Как будто пол героя придумал, а со второй половиной схалтурил.
Почти ничего не было видно – только очертания мебели. - вот опять, добавить несколько слов (диван, кровать, стол, тра-ля-ля) и я увижу комнату. А так не вижу.
Хочется порезать текста, чтобы вычерпать воды из лодки:
Вообще-тоАлексей мог поехать на машине, но почему-то пошел пешком. - слово лишнее, без комментариев=)в теньке, правда, было прохладно, особенно когда налетал дерзкий ветерок, но даже
ион не мог испортить всепоглощающее чувство внутреннего ликования. - зачем оно там? =)Машины все так же, как зимой, с шумно проносились
мимопо улице - мимо чего там проносились? Могли сбить?=)Этим прекрасным весенним днем изгрохот казался особенно оглушительным – то ли из-за того, что растаял снег, поглощавший звуки, то ли из-за того, что птицы вступили в состязание с железными монстрами и пытались своим щебетом перекрыть шум. - про очепятку не буду указывать, это недоглядели просто. То, что там весенний прекрасный день, я уже раза три прочитал. Называется: из пустого впорожне))). И снова это недоосознание причин. Вроде бы ОК, логично, красиво. Но, как-то скучно становится. Лучше бы заменить на то, что эти два фактора (птицы и снег) виноваты вкупе. Итог: логично, красиво, уверенно, картинка ярче.Алексей хотел быстрее дойти до набережной
реки, где зловоние машин будет чувствоваться не так сильно. - я бы про море и не подумал=) И зловоние машин заменил бы на выхлопные газы иль ещё чего (ежели хочется покрасивее, что-то типа "урбанистическое зловоние" или "газообразные издержки техносферы"), так как про машины уже три раза ранее прочитал.Для этого он дажесвернул в проходной дворик,чтобысрезать расстояние. - Там всё ясно, для чего и "даже" - звучит вообще сомнительно (будто идёт на трудности и жертвы). Да и вообще, можно было проще написать: "Срезал расстояние через двор" - не думаю, что текст "художественность" потеряет.Радовало, что эпицентр пожара был
не в этойкомнате. - я уже писал про отрицания. Если писать в какой он был (другой или соседней), картинка ярче, чем если знать, что в этой его не было.Дальше черкаться надоело, всё и так понятно.
Уж не стану спрашивать бросали ли вы мобильник из окна и блестели ли осколки от него при разбросе (блестящие я бы вычеркнул) и пробовали ли вы карабкаться опираясь на водосток и балкон - это Ваш конёк. А чужие фишки я не ворую)))))
Как бы вот: лишних слов повычёркивать и нужных добавить - всё встанет гораздо красивее. А в месте где я писал про дописание описания клуба можно и героя подкрасить. А-то не очень-то ясно кто он вообще.
"Точка" там классная, а вот путь к ней не такой классный хотя интересный, но, сами понимаете, можно еще доинтересить.
Теперь про описание комнаты. Вообще, невнимательно вы читали, меня это огорчило. Правда, ровно на две секунды. Потому что если мы обратимся к тексту, то несколько ваших замечаний можно просто вычеркнуть. Вот про комнату, в которую влез главный герой. добавить несколько слов (диван, кровать, стол, тра-ля-ля) и я увижу комнату. А так не вижу., пишите вы. И герой не видит. Там все в дыму. И ему некогда разглядывать, сколько там стульев и диванов, ему девушку спасать.
если писать в какой он был (другой или соседней)
Это уже про эпицентр. Я не могу написать, в какой комнате эпицентр пожара, потому что показываю ситуацию глазами героя. Герой - не пожарный, он не может профессиональным взглядом определить, в соседней комнате что-то горит, или в прихожей, или еще где. Он даже не знает, сколько комнат в квартире.
Про блеснувшие осколки - промолчу. Во-первых, потому что телефон не кидала. А во-вторых, потому что вы уж как-то слабо к этому моменту прицепились. Почему вы не спросили: почему на тысячи осколков? Герой их успел посчитать? Почему вы не прицепились к формальному излишеству: корпус сверкнул, а осколки блеснули? В общем, недостаточная ваша въедливость расстроила меня, как я уже писала.
пробовали ли вы карабкаться опираясь на водосток и балкон
Лично я - нет. Но мой брат таким образом забирался на третий этаж, когда моя подруга потеряла ключи.
я бы про море и не подумал
Очень жаль, потому что предыдущих цензор как раз указал мне на этот момент: не понятно, о какой набережной идет речь. Ведь набережная морская, она "тупиковая". Никакой мост тебя не переведет на другой сторону. На морскую набережную люди ходят гулять, проводить время, это конечный пункт в большинстве случаев. Речная набережная не тупиковая. Герой мог пройтись и вдоль нее, мог перейти на другую сторону, потому что надо было ему в другой конец города, а мог и просто погулять по ней. Здесь простор для читательской фантазии больше.
По остальным пунктам более-менее согласна. Относительно описания клуба - еще думаю. Оно у меня было в первом варианте, но сильно утяжеляло повествование. Поскольку я не могу его сделать изящнее и легче, я просто убрала это описание из текста. Лучше уж никак, чем как-нибудь.
Ну и спасибо вам за критику.
Теперь отвечу на ваш вопрос. Частично, конечно, запрограммировано было, иначе ему бы далась так легко роль спасителя. С другой стороны, есть фактор неожиданности. Он ведь лишь заказал образ Леры Новгородцевой, а ситуацию ему смоделировали от балды. Именно поэтому он не поверил своим глазам, когда увидел пожар. Это уже для Фляги ремарка. Не поверил, потому что понял: пожар - для него, но он не ожидал, что будет такая экстремальная ситуация.
в огненную западню, на него может обрушиться балка и т.д. - если огонь уже ТАК разгорелся, то никуда и не пролезешь, а во вторых, все старострои делались из кирпича, какие балки?
Тогда, как вы объясните резкое изменение личности человека? Лично я, наоборот, наблюдал обратный эффект. В играх более фривольно себя ведут, чем в реальность (это связано с разной степенью ответственности). Если же он это делал чисто из подыгрыванию программе, то стоит это как-то указать, а не создавать в нем запал и сопереживания. На мой взгляд подобная разница не может быть. Конечно, всякое случается, но если мы стараемся показать контраст и отношение людей, то герой должен отвечать принятым стандартам, чтобы каждый обыватель смог противопоставить себя, этому герою.
Это конечно мое личное мнение и не согласие в этом моменте.
Вот Вы оба (думаю ясно кто) так любите искать логику в поведении героя, при чём хотите видеть логику простого среднестатистического человека. А это не круто. Смотрю я по телеку дешёвый сериал про частных детективов, всё так реалистично - блевать охота. Скука.
Мне тут Паланика приводили в пример, как у него всё подмечено тонко. Так вот, его герои вообще не подвластны человеческой логике. Самое известное "Бойцовский клуб", герой ходит с дырой в щеке, а шефу говорит, что когда пьёт затыкает её пальцем (улавливаете размеры); это ещё что, там даже второстепенные (и третестепенные) чудят: официанты с фингалами, менеджеры со сломанными рёбрами (кто их на работу выпускает?). Не говоря о том, что не могут 50 мужчин просто драться и не испытывать негатива друг к другу, и не смотреть на то, кто из них кем является в реальной жизни. В конце герой (с раздвоением личности) стреляет себе в голову из пистолета, через рот, в последний момент поворачивая ствол пробивает щеку и выживает. Так какого хрена он говорит с санитаром по прошествии недели в реанимации? У него пороховыми газами всю слизистую должно сжечь.
И всё это я автору простил, потому, что книга интересная. И по каждой книге я таких замечаний могу наделать, но не столь дотошен.
А самое главное, после фурора книги и фильма в нашем городе появился бойцовский клуб (для протокола: население у нас 500 тыс), и в каждом городе где население перевалило за 100 тыс. есть хоть один БК. А люди ходящие туда (чаще всего футбольные хулиганы и их знакомые) говорят, что переняли философию Тайлера Дёрдена и постоянно думают: "Если через 5 минут я умру, что бы я сейчас сделал?". Но они только говорят, вменяемый человек не может так думать искренне. Им очень хочется быть похожими на тех героев - нелогичных, безумных.
Вот это высшая награда для автора. По прочтении хорошей книги хочется, чтобы реальность была похожа на книгу, а не книга на реальность.
Это я к чему? Жизнь скучна - зачем читать такую книгу? Герой должен быть героем.
Остап Бендер вёл себя логично? Да нет в мире такого человека и не будет. И все яркие герои которых запоминают и на кого хотят быть похожими - были непохожими ни на кого и отличались не просто любимой маркой сигарет, они были действительно яркими и интересными.
а что до красивого языка и витиеватых метафор (блестел там телефон, были ли тысячи осколков) - это хорошее подспорье классному сюжету. А стрёмный сюжет никто не запомнит. Вот пересказываете Вы книгу знакомому как? "Главный герой *такой-то* пошёл *туда-то* и сделал *то-то*". И если все эти: *то-то*, *туда-то* и *такой-то* - отстой, никакой логикой не вытянешь, а скорее всего, ИМХО, убьёшь.
тобы реальность была похожа на книгу, а не книга на реальность. - для этого нужно создать внутреннюю логику произведения, не противоречащую с представлениями читателя. А на чем они строятся? Реальности и фантазиях...
Это я к чему? Жизнь скучна - зачем читать такую книгу. Герой должен быть героем. - именно для этого делают Индийское кино, вот, только, оно мне совсем не нравится.
Остап Бендер вёл себя логично? Да нет в мире такого человека и не будет. - слишком громогласное заявление.
при чём хотите видеть логику простого среднестатистического человека. - я не говорил, что хочу её такой видеть. Я говорил только о том, как это может выглядеть, а в качестве примера привожу обыденность. А на чем еще основывать примеры, кроме как на обще известном? Это раз. Два. Люди не сумасшедшие в реальности не проявляют своих отличий, потому что живут в обществе и вынуждены мирится с его законами, в противном случае они будут "изгнаны". На подобное мало кто пойдет, и это уже не обыденность. В данном рассказе, я показал (как мне показалось) на несоответствие психологической картины человека только потому, что сам рассказ так настроен. Он пытается показать ОБЫЧНОЕ отношение людей друг к другу. А потому привносить в него кого-то НЕОБЫЧНОГО будет не логично.
Лично я недолюбливаю третье лицо, мне проще от первого. Но это мне. А коли любите, то пользуйтесь всеми преимуществами.
Герой видит только ту сторону дома, с которой стоит. Автор может видеть сразу всё: две стороны, крышу, парадный подъезд изнутри и кассира Макдональдса, находящегося в Вашингтоне. Это как раз тот плюс, от которого Вы открестились ссылаясь на бесправие этим пользоваться.
Углублюсь немного. Для большего сочетание, ему придется всего лишь дописать немного другие мысли/реплики. Если он руководствуется наслаждением (зачем он туда и пришел), но в реальности склонен к обратному (не способен отрешенно помогать и жертвовать собой), то в иллюзии должно создаваться впечатление, что он делает это как бы "из под палки". Это имхо.
Вот здесь немного поспорю. Геймеры, например, которые днями напролет режутся в стрелялки, никогда на улице не заступятся за человека. Почему? Потому что в игре легко быть героем. Сохраняйся да перезаряжайся. А в жизни можно реально получить в табло. И вот там, в "Doom" или в "Quake", они бесспорно победители, они с легкостью убивают и добывают трофеи. Они ловкие и смелые. Ради бонусов. В жизни же зачастую наоборот.
Вот здесь почему хочется оспорить? - герой слишком простой. Уважаемый Фляга, если у нас каждый герой пусть даже в таком маленьком произведении будет расцвечен и не останется никого серого, простого, то у нас получится пестрая карнавальная толпа. Вам нравится эклектика и фантичность повествования - ради бога. В данном же случае я считаю, что приукрашательство только все испортит. Вернее, оно отвлечет читателя от главной идеи.
Я надеюсь, что не обижу автора. Но по прочтении этого произведения мне захотелось расписать все подробно.
Идея. Мы погружаемся в мир фантазий и не видим реальности. Хорошая идея, удачно раскрыта. Как сказал Фляга, красиво поставлена точка. Это нравится.
Сюжет. Герой что-то там где-то делает, совершает подвиг/прилетает в город своей мечты/убивает толпу орков, а потом просыпается/возращается из виртуальной реальности. Этот сюжет я много раз видела. Да, вы разбавили его идеей, но менее шаблонным сюжет от этого не стал. Чтобы красиво обыграть шаблон, нужна не только удачная идея, нужна совокупность множества факторов: герои, язык, детали, интересные мелочи. Тогда читатель забудет о шаблонах и с восторгом будет внимать рассказчику.
Герои. Герой описан очень простовато. Некоторые наброски характера есть, но в целом он схематичен. Вы можете сказать, что тут психология и не нужна. Я скажу: чем ярче герой, тем лучше запоминается произведение.
Язык. Язык неплохой (совсем недавно рецензировала кучу произведений с гораздо худшим языком), но еще есть над чем работать. Авторская речь должна быть гладкой, красивой. Текст должен быть ухоженным: все сорняки выкорчеваны, все культурное - окучено и удобрено. И тогда читатель будет наслаждаться текстом.
Алексей, поскольку был человек занятой и с работы возвращался не раньше девяти вечера, даже не подозревал, какая жизнь кипит во дворах, пока он сидит в офисе.
Зачем слово "поскольку"?
И еще такое замечание: нанизывать друг на друга несколько подчиненных предложений - нехорошо. Текст становится тяжелым, неповоротливым, читатель спотыкается... У вас в этом маленьком предложении три придаточных.
Алексей остановился как вкопанный, глядя на это, словно не верил своим глазам. Однако через несколько секунд пришел в себя, сообразив, что в той квартире что-то горит.
Насчет "словно" - присоединяюсь. Какой бы подтекст не был у этого слова, звучит предложение небрежно. Далее, прислушайтесь: "Однако через несколько секунд пришел в себя, сообразив, что в той квартире что-то горит". Человек поднял голову, увидел дым, обалдел, испугался: "Черт, что-то горит!" Ситуация экстренная, неожиданная, а она у вас описывается с деепричастием и придаточным предложением. В итоге возникает ощущение, что герой не пожар видит, а на дым далекого вулкана любуется в жаркий день.
Через несколько человек впереди него так же медленно двигалась девушка.
Не звучит.
Общее впечатление. В общей массе рассказов - сверкнет и затеряется. Забудется очень скоро. Идея есть - это здорово. Но к вкусной идее нужно вкусное исполнение.
Отмечусь еще про блеснувшие осколки: осколки действительно могут блеснуть. Если у телефона блестящий корпус, например
Вы можете написать: "эпицентр был в засранном туалете, но герой этого не видел"
а вот это, на мой взгляд, лишнее. Но перечислить мебель (сбоку виднелся полосатый диван) вполне можно)))
Где там толпа? У вас четыре героя в рассказе, я пишу, что главного стоит раскрасить. Пожарные, администратор клуба, тёлка попавшая в беду, вторая тёлка - чёрт с ними. А герой-то должен быть личностью? Или не должен?
Мне очень понравился Ваш рассказ, спасибо. К сожалению, я не могу представить конструктивной критики, так как воспринял текст эмоционально. Попытался сопереживать героям и понять их.
Присоединяюсь. Если в произведении ценна только идея, а герои, детали, стиль изложения и прочее не представляют из себя практически ничего выдающегося, то зачем же такое произведение? Я, конечно, утрирую... Но суть, надеюсь, ясна)
С Ticky соглашусь в большинстве вещей. Уж коли сюда выкладываешь рассказ, значит хочется взглянуть на него свежими глазами. Свежий взгляд показывает, что есть недоработки в стиле, это мы исправим. Но вот что меня удивило больше всего - так это идея рассказа. Ее вы почему-то и вменяете в вину. Цель была - показать серого, ничем не примечательного, непонятного, неинтересного человека. Судя по отзывам, цель достигнута. Там, конечно, еще надо поработать над идеей, но в целом я довольна
Ну всё равно, сами понимаете, персов там много: и взрослые и дети и люди в метро. А герой один.
хм... значит, все дело в том, что на фоне общей недоработанности серость героя смотрится не как задумка, а как недосмотр-недогляд автора. Так всегда бывает: чтобы сделать что-то серым, неприметным, неудачным, частно нужно гораздо больше таланта и труда, чем для того, чтобы сделать ярким, удачнным, приметным. У меня на дневнике валяются два прелестных стихотворения Иванова с обалденным количеством АшиПок. И смотрится это шикарно))) Но пусть кто-нибудь менее умелый попробует специально написать с ошибками - если ему не удастся выдержать стиль, его вполне могут заклевать...
а вообще, civettina, Фляга, something here... какая-то у нас тут подпольная группировка свободных критиков получается))))
Есть ещё один ход - вызвать негатив к герою. Показать героя отрицательного. Тут он никакой. Имело ли вообще смысл? Высмеять обывателя? Унизить? Тогда неубедительно. Иль со мной что не так...
Я как-то раз залез на прозу.ру и заглянул в топ лучших произведений по мнению лучших критиков. Вот это плный П. Прочитал рассказ, как мама в какие-то стародавние времена готовила рыбу на кухне (в своём доме). Зашла кошка, помурлыкала, ей дали кусок рыбы, она куда-то там взглянула и ушла "по-королевски". И эта трехомудь так подробно расписана.
А критики разливались в трелях: "какое тонкое бытоописание", "как умно подмечены детали поведения кошек". А я по окончании понял, что 15 минут зря потратил. Хотел им написать: "Да вы все Ё!". Но для этого нужно было регистрироваться, а сами понимаете, после этого желание регистрироваться отпало напрочь.
Надеюсь мораль сей истории понятна? =)
Есть еще одна проблема: поскольку авторов много, то нужно как-то раскручиваться. Как можно раскрутится? Нужно лазить по чужим страницам и отмечатся в комментах. Если ты в комментах скажешь: "автор, герои у тебя серые, а сюжет невнятный" - никто к тебе не пойдет, читать тебя не будут, 3х-бальные комменты оставлять тоже не будут. Поэтому надо хвалить. Но хвалить хороших авторов трудно - у них либо много тысяч комментов, либо высокое самомнение, и они тебе ничего не откомментируют. Приходится комментить тех, кого твоя проза может поразить.
Ну и последнее: критиковать - чревато. Во-первых, набежить толпень народа и будет ругаться, а во-вторых, ты сам - тоже автор... А ты правильно говорил про творчество врагов))
something here (=
На самом деле я не к этому писал))